Несколько фактов из отечественной истории строительства мостов

старинный мостСтроительство мостов важная и ответственная отрасль для любого государства. Если ранее она развивалась исключительно как необходимость преодоления препятствий в виде рек, оврагов и т.д., теперь мосты стали не только транспортными, но и архитектурными сооружениями. По сути, создание моста — это своеобразный вид искусства, а значит, как и любое искусство, оно должно быть сохранено для потомков.

В РФ данная обязанность возложена на плечи Центрального музея железнодорожного транспорта России. Вместе с открытием данного музея в 1813 г. начала свою историю коллекция моделей мостов. Необходимость данной коллекции была продиктована отсутствием наглядного учебного материала для будущих инженеров -строителей. Коллекция составлялась при помощи обучающихся студентов, которые выполняли модели существующих мостов, и инженеров, которые сами дарили музею макеты своих проектов. Более того, среди этих моделей есть такие, по которым так и не были построены настоящие мосты. В Последнее время к пополнению коллекции подключились сотрудники Министерства транспорта, которые позволяют получать музею модели, показанные на мировых выставках.

На данный момент коллекция моделей мостов в музее железнодорожного транспорта России насчитывает более 100 экспонатов и является одной из самых больших во всей Европе. Тут вы можете найти макеты старых и новых мостов, предназначенных для движения различного транспорта.

Первый раздел коллекции состоит из 40 моделей старинных однопролетных арочных или балочных мостов. Конечно, тут есть и свои изюминки, например пятипролеточный мост по проекту А.Ф. Фарба, построенный в 1821-1822 гг под руководством инженера Львова. Сложная подкосно-арочная система устанавливалась на деревянных опорах, закрепленных в каменных устоях. Есть тут и модель 160-летней давности, несмотря на многократное уменьшение, ее длина составляет целых три метра. Данная модель есть прообразом многопролетного моста через реку Волхов в Новгороде, построен он был в 1825-1829 гг, а руководил проектированием и строительством инженер Рейхель.

Самая «старшая» модель музея находится в его коллекции почти 180 лет, это одна из моделей старинных арочных мостов Санкт-Петербурга. К сожалению, данные сооружения в наши дни уже не существуют, они остались лишь как память в виде моделей.

Совершенно новым направлением в мостостроении стало использование чугуна. Данный материал позволял воплотить в жизнь не только необходимые технические параметры, но и придать им нужные художественные качества. Инженером Гесте была предложена абсолютно новая система из «блоков-ящиков», изготовленных из чугуна. По его проекту был создан арочный мост через реку Мойка, в наши дни этот мост все еще эксплуатируется и известен нам под именем «Народный». После удачного завершения данного проекта было выполнено строительство целого ряда подобных мостов. Основываясь на разработанной инженером Гесте системе, молодой выпускник инженерного института строит еще один мост, в Мошковом переулке, его нововведение -«реборды», — позволяет значительно увеличить жесткость и надежность конструкции. Новый мост имел большую ширину и позволял спокойно перемещаться гораздо большему количеству людей.

Уже в 1820 году в Санкт-Петербурге было начато строительство мостов висячего типа. По данному принципу в 1826 году уже было законченно два транспортных моста через реку Фонтанку и четыре пешеходных через Екатерининский канал. Три из этих мостов все еще верно служат жителям города и его гостям и известны нам как: Банковский, Львиный и Почтамский мосты.

С развитием техники все актуальнее становился вопрос строительства постоянных мостов через глубоководные реки, например, Неву. Первым инженером, осуществившим мечту всех русских мостостроителей, стал С.В. Кербедз. Он был первым, кто смог соединить два берега Невы. Данный мост строили с 1843 года и по 1850 год. Церемония торжественного открытия состоялась 21 ноября в 1850 году. Это было настоящим событием для всех жителей России, на церемонии присутствовало почти 50 тыс. людей. С.В. Кербедз лично руководил созданием модели своего моста, что позволило нам любоваться уникальным экспонатом, выполненным в мельчайших подробностях.

Еще одной составляющей этой уникальной коллекции есть прототипы железнодорожных мостов. Начиналась история железнодорожного мостостроения с моста через овраг Веребье, который расположен на пути железной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом. Уже в 1853 году, благодаря инженеру Журавскому, была создана первая пролетная конструкция данного типа сооружений.

Еще одна уникальная постройка, возведенная в 1846 году на той же магистрали: под руководством инженера Граве был построен первый разводной железнодорожный мост. В этой коллекции он представлен двумя моделями. Первая — это точная копия самого моста, вторая — уже с новой разводной частью, созданной инженером Навроцким.

You must be logged in to post a comment.