Доклад инженерной академии о разводных мостах Санкт Петербурга
Сосчитать все мосты Петербурга не так просто. Более полно перечислены разводные мосты Санкт Петербурга, доклад о которых подготовлен инженерной академией. Примером таких сооружений можно считать 1-й Елагин мост, который объединяет Каменный и Елагин острова.
Первое упоминание о наплавной переправе на этом месте можно найти в 1817 году. Он был восьмым по счету таким сооружением в Петербурге. Позже его сменил плашкоутный, а затем и постоянный деревянный, построенный в 1831. Следующая реконструкция была проведена в 1908 году. Тогда же был смонтирован разводной пролет с двумя подъемными крыльями. Капитальный ремонт был проведен через 23 года, а во время реконструкции 1951-52 он был заменен на разводной металлический. Если бы реконструкцию проводили сейчас, то скорее всего использовали бы нержавеющий прокат, то есть различные изделия металлопроката выполненные из нержавеющей стали. Ведь те свойства, которыми они обладают являются очень важными для конструкций находящихся в постоянном контакте с водой. 1-й Елагинский в нынешнем виде построен по типовому проекту, как и многие другие разводные мосты Санкт Петербурга; доклад показывает, что он имеет несколько аналогов. Два пролета из девяти — судоходные, а один — разводной, однокрылый. Устои выполнены обсыпными, бетонными, на свайных деревянных основаниях. Обстройка над линии ординара металлическая, выполнена их уголков и двутавровых балок.
Последний капитальный ремонт, по проекту архитектора В. Кошкиной, прошел в 1975-76 годах, при этом основание из деревоплиты проезжей части было заменено на железобетонное. Тротуары подняты на блоках, на более высоком уровне.
Тем не менее, грузоподъемность проезжей части ограничена. Кроме предела в 12 т по весу, ограничена и скорость движения — 10 км/ч.
Мост в настоящее время открывается только по предварительным заявкам для прохождения маломерных судов, и по будним дням.